Негосударственная образовательная организация ЦО «ФЕНИКС»
Царицыно

Обучение детей дошкольного возраста иностранному языку: можно, нельзя или нужно?

Большие социальные изменения, которые произошли в России в последние десятилетия, привели к значительному расширению международных контактов, и, как следствие, многократно возросла необходимость владения иностранными языками.      

Дошкольный возраст традиционно считается наиболее благоприятным, сензитивным периодом для овладения иностранным языком.       

Исследования как отечественных, так и зарубежных педагогов показали: при раннем старте овладения вторым языком опирается на те же механизмы, что и усвоение родного языка. Было доказано: раннее начало обучения второму языку формирует у детей металингвистические способности, языковую интуицию, способствует творческому развитию.      

Однако не стоит забывать, что раннее владение иностранным языком должно идти только после того, как ребёнок овладел нормами произношения родного языка. Форсирование событий, смешение фонем может привести к языковой перегруженности и торможению становления родного языка. То есть, ребёнок не только не сможет правильно и грамотно овладевать нормами иностранного языка, но и возникнет вероятность появления проблем со становлением речи в целом. Если всё же родители хотят постепенно вводить второй язык в обучении ребёнка, то лучше всего начать с пассивного словарного запаса. Уже начиная с трёх лет дети активно используют названия окружающих предметов, игрушек, действий с ними. Поэтому процесс обучения второму языку естественно начинать с их иностранных эквивалентов. Малыши охотно слушают сказки, просят взрослых почитать им книжки и т.д. - всё это служит основой для начала обучения новому языку.      

Первое, чему научится ребёнок - это понимать обращенную к нему речь. Достаточно 2-3 раза показать малышу мяч, назвав его («It is a ball, ball»), и он запомнит новое слово, а в следующий раз по вашей просьбе укажет на этот предмет. Для лучшего усвоения названий предметов необходимо чтобы дети больше взаимодействовали с ними, одновременно слушая объяснения: «It is a big ball. It is a round ball.». Ваши задания малыш сможет выполнить только в том случае, если слово будет сочетаться с демонстрацией того или иного действия. Чем чаще вы будите заниматься с ребёнком, тем быстрее он начнёт понимать вашу речь и заговорит сам.       

Не следует рассчитывать на то, что у ребёнка быстро сформируется правильное произношение всех звуков иностранной речи. Возникающие трудности могут быть значительными, что связано с недостаточной готовностью речедвигательного аппарата. А если у ребёнка к тому же наблюдаются нарушение звукопроизношения родного языка, то, как мы и говорили, это приведёт к сбою становления речи в целом.        

Если ребёнок не сразу начнёт говорить с вами на иностранном языке, не огорчайтесь: идёт пассивное усвоение языка. Кроме того, следует учитывать, что каждый ребёнок имеет индивидуальный темп усвоения языкового материала. Не оценивайте детей отрицательно. Это обязательно скажется на их настроении, а значит, и на результатах обучения. Проводите занятия регулярно, будьте терпеливы, эмоциональны, артистичны, доверяйте ребёнку, и тогда вы обязательно услышите: «Давай поговорим по-английски (французски, испански,...) ещё!».