Рекомендации родителям по развитию речи детей
Игра «Чьи это вещи?»
Цель: упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных.
Научить различать принадлежность вещей для взрослых и детей.
Разъяснить значение обобщенного смысла слова «семья».
Игровой материал: картинки с изображением членов семьи (мамы, папы, детей, бабушки и дедушки), картинки с предметами быта (одежды, посуды, игрушек, учебных принадлежностей и др.). Часть картинок может быть в 2-х экземплярах – очки, зонтик и др.
Ход игры
Взрослый показывает детям 6 карточек с изображением членов семьи и спрашивает, кто нарисован на картинках. Каким словом можно назвать всех этих людей? Предлагает детям дать имя мальчику и девочке (например, Коля и Маша). Обращает внимание на их возраст (девочка – школьница, а мальчик – еще малыш или наоборот).
Далее взрослый рассказывает, что эта семья переехала в новую квартиру и перевезла туда свои вещи, и показывает коробку с множеством картинок с предметами быта.
Взрослый: «Нам нужно узнать, чьи то вещи: бабушкины, дедушкины, мамины, папины, Машины или Колины, и разложить их рядом с ними». Взрослый может каждому играющему по его желанию дать изображение того или иного члена семьи или перевернуть картинки лицевой стороной вниз, перемешать их и предложить взять любую.
Затем показывает картинку с какой-либо вещью и спрашивает у детей средней группы: «Чьи это очки?» и т.д. Ответы детей могут быть такими: «мамино платье», «бабушкин зонтик», «дедушкины очки» …А у детей старшей группы взрослый спрашивает так: «Чья это вещь?» - а ответы детей могут быть такими: «Этот портфель – Машин» или «Эта погремушка – Колина», «Эти туфли – мамины» и т.д.
Может сразу показывать по 2 картинки с вещами, принадлежащими разным членам семьи (мужской и женский головные уборы или предметы одежды для мальчика и девочки и т.п.).
Игра «Что за зверь?»
Игра проводится по тому же плану:
- учим детей образованию притяжательных прилагательных при названии частей тела знакомых животных;
- учим анализировать изображение фантастического зверя, определять из каких частей других животных оно составлено.
Игровой материал: картинки с силуэтным изображением фантастических зверей, составленных из 2-х частей разных животных (поросенка с собачьей головой, петуха с лисьим хвостом, медведя с птичьей головой).
В эту игру можно играть всей семьей. Все садятся напротив друг друга.
1-й начинает: «Мама, у меня заяц с медвежьей головой, а у тебя кто?»
2-й продолжает: «А у меня поросенок с петушиной головой.»
Также сделает каждая пара людей, сидящих друг напротив друга.
В процессе игры взрослый следит, чтобы дети употребляли притяжательные прилагательные.
Далее все переворачивают картинки изображением вниз и взрослый спрашивает: «Что за зверь был у тебя?». И дети по памяти называют своего зверя, т.е. снова упражняются в употреблении притяжательных прилагательных.
Игра «У кого сколько?»
Цель: упражнять детей в согласовании числительных с существительными в роде и числе.
Взрослый говорит: «Я буду называть какой-нибудь предмет, а вы по очереди будете называть 2 таких же предмета». Один графин (два графина), одна телега (две телеги).
Взрослый: «Интересно, изменятся ли окончания слов, если я дам вам карточки, на которых нарисовано по 5 предметов?» (5 шаров, 5 ваз).
Игра «Один – много»
Упражнять детей в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падежах: бельчонок – бельчата, львенок – львята, поросенок – поросята, жеребенок – жеребята.
Игра «Назови ласково»
Учить детей изменять существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов: кошка – кошечка, белка – белочка.
Игра «Слова»
Игра в слова (по типу игры «Города»)
Ромашка – апельсин – незабудка …
Игра «Включи телевизор»
Упражнять в определении первого и последнего звука в словах, в составлении слов.
Взрослый объясняет: «Чтобы включить наш телевизор и увидеть изображение на экране, нужно определить первый звук в словах на картинках. По этим звукам составляется новое слово.
Например, картинки – матрешка, аист, кот.
Дети называют первые звуки – «м», «а», «к».
Взрослый просит догадаться, какое слово получилось (МАК). Картинка демонстрируется на экране телевизора.
Игра «Из каких слов составлены названия?»
Учить образовывать сложные слова путем соединения слов.
Например: лес – рубить – лесоруб; коньки – бежать – конькобежец; муха – ловить – мухоловка; канат – ходить – канатоходец.